Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников»
Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, умению различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Современное поколение детей принимают активное участие в покупках в магазине, но дети часто не знают цену деньгам, новым игрушкам. Поэтому возникает необходимость нам, педагогам, и родителям объяснить детям очень важные вопросы: Что такое деньги? Откуда они берутся? Как ими правильно распоряжаться? Если детям правильно не объяснить эти вопросы, то вскоре у них сложится свое мнение, далеко не всегда правильное.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег.
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности
интеллектуальные игры и развлечения;
сюжетно-ролевые игры;
тематические занятия;
беседы;
чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста я начала с разделения материала на части:
- «Потребности».
- «Труд».
- «Товар».
- «Деньги. Семейный бюджет».
Знакомство детей с финансовыми отношениями проходит поэтапно.
На первых ступенях работы с разделом «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т.е. имеет потребности, без удовлетворения, которых не может существовать. В работе с детьми мы используем игры («Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают»).
В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
В разделе «Труд» дети получают представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.), учатся выделять последовательность трудовых действий, воспитывается уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделе «Товар» формируем системные знания о предмете, пытаюсь выделить с детьми новую сторону предмета – товар как результат труда. Дети знакомятся с последовательностью изготовления товаров, узнают, как цена товара зависит от его качества и количества, где это товар можно продать (магазины, рынки, ярмарки). Воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» уточняем и формируем представления детей о деньгах, воспитываем правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
В разделе «Семейный бюджет» подвожу детей к освоению понятия «бюджет» и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия). Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показываем, как много их в повседневной жизни. Стараюсь воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждаем жадность. Детям предлагается представить себе семейную ситуацию: «Ты будешь исполнять роль папы (мамы). Надо пойти в магазин и купить всё, что нужно твоей семье. Дети представляют себе, что товар, изображенный на картинках, – настоящий.
– Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?
Оказалось, все дети очень хорошо ориентируются в потребностях семьи, и самое главное, в своих возможностях. У большинства из них выбор приблизительно одинаков, то есть ребята покупают предметы первой необходимости.
Работая с детьми на практике, убедилась, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются очень рано и если не сформировать их своевременно, то могут проявиться такие негативные стороны в поведении детей, как небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам, к материалам для игр и занятий.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»). Дети очень часто переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому важно правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин одежды», «Парикмахерская»). Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имеют игры-путешествия или игры-экскурсии. Например, организуется экскурсия с целью наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно могли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способам их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Обучение азам финансовой грамотности помогают мультфильмы, презентации по финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики»), дидактические игры, которые изготовили сами: «Товары и услуги», «В доме зарплата», «Как экономить деньги», «Размен», «Подбери витрины магазинов».
Дети с удовольствием отгадывают загадки по теме «Уроки финансовой грамотности», играют в словесные игры, например, игра «Наоборот» (подбор противоположных по смыслу слов по теме: дорого – дешево, покупатель – продавец, доход – расход, много – мало, наличные – безналичные.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от совместной деятельности участников образовательного процесса: педагог – дошкольники – родители.
Организуя работу по обучению финансовой грамотности дошкольников, я поставила в известность родителей о предстоящей работе. В ходе индивидуальных бесед с родителями раскрыли идею и основное содержание по обучению финансовой грамотности.
На самом деле многие родители не понимают, насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.
Для родителей подготовила буклеты, информацию, которую разместила на папки-передвижки: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам».
Проводимая работа способствует тому, что дети не только получают определённые экономические знания, у них расширяется экономический словарь, они овладевают экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.
Я продолжаю поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности, т. к. продолжаю работать по этой теме.